12+
КИРИЛЛИН ДЕНЬ
Сцены из трагедии
Алексея Константиновича Толстого
«Смерть Иоанна Грозного»
в двух актах
Режиссер-постановщик Анатолий Слюсаренко
Сценография Игорь Капитанов
Художник по костюмам Андрей Климов
Балетмейстер Ирина Антипова
Помощник режиссера Наталья Кирюшина
Премьера состоялась 22 марта 2018 года
Действующие лица и исполнители:
Царь Иван Васильевич IV заслуженный артист РФ Михаил Кривоносов,
заслуженный артист РФ Александр Кулькин
Царица Мария Федоровна,
из рода Нагих, седьмая жена его
Юлия Филиппова
Царевич Федор Иванович,
сын его от первой жены
Алексей Дегтярев
Царевна Ирина,
жена Федора, сестра Бориса Годунова
Ирина Ходус
Члены Боярской думы:
Князь Мстиславский Леонид Гой
Захарьин-Юрьев,
брат первой жены царя
народный артист РФ Иосиф Камышев
Князь Шуйский заслуженный артист РФ Вениамин Прохоров
Князь Щербатый Олег Чиганов
Бельский Юрий Киселев
Борис Годунов,
шурин царевича Федора
Сергей Макухин
Григорий Нагой Дмитрий Ненахов
Гарабурда,
посол Стефана Батория
заслуженный артист РФ Михаил Кривоносов,
заслуженный артист РФ Александр Кулькин
Битяговский Илья Беззуб
Схимник заслуженный артист РФ Владимир Мусатов
Мамка царевича Дмитрия Ирина Никифорова
Волхвы: заслуженный артист РФ Михаил Лаврушин,
Никита Калганов
Якоби, врач Андрей Савченков
Первый скоморох Никита Калганов
Второй скоморох Сергей Лопатин
Девки – заслуженная артистка РФ Марина Финогенова, Елена Дигина, Ульяна Ковалерова, Кристина Корзникова, Ксения Ланская, Олеся Македонская, Мария Максимова, Виолетта Прокошина
В спектакле звучат духовные песнопения в исполнении Мужского хора Московского Сретенского монастыря,
ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин»,
Мужского хора Московского Свято-Данилова монастыря
и Евгении Смольяниновой.
Действие – в Москве, 1584 года

«Смерть Иоанна Грозного» одна из самых известных пьес русского поэта золотого века насыщена большой творческой биографией. Она всегда являлась поводом для деятелей культуры в высказывании на тему «государство и власть», «правитель и народ», «тиран и жертва». Наиболее значимые поставленные по ней театральные спектакли отражали свое время и умонастроение его общества.

На рубеже 19 и 20 веков, через год после открытия Московского Художественного театра в 1899 году К. С. Станиславский ставит «…Грозного» и играет в этом спектакле главную роль. Через небольшое время его сменяет Вс. Э. Мейерхольд. Эта роль становится знаковой для великого реформатора русской сцены. И так будет всегда. Образ Грозного царя во все времена остается лакмусовой бумажкой в восприятии обществом своего правителя, своего «грозного царя» – и в истории, и в культуре.

По сегодняшний день история правления Иоанна Грозного излагается в параметрах «двух Иванов» – великого правителя, собирателя русских земель и лютого тирана с параноидальными характеристиками.

У Брянского театра драмы имени А. К. Толстого своя театральная биография, связанная с поэтом, имя которого он носит. С 1927 по 2005 год театр восемь раз включал в свой репертуар спектакли по произведениям А. К. Толстого. К трагедии «Смерть Иоанна Грозного» театр обращается во второй раз.

Спектакль «Кириллин день» имеет свою интригу. Конечно, в первую очередь, эта премьера приурочена к юбилею поэта, но этот спектакль не имеет привычную «датскую» подоплеку. В первую очередь, не формальное отношение к пьесе связано с именем приглашенного на постановку режиссера – Анатолия Слюсаренко, спектакли которого всегда отличались неоднозначным личностным творческим подходом к избранному им драматургическому материалу.

Режиссер отмечает, что ему, как и автору интересна не летопись в театре, а правда художника. «А. К. Толстой, – продолжает А. Слюсаренко, не назвал свою трагедию как жизнь и кровавые деяния русского православного царя, а назвал «Смерть Иоанна Грозного». О чем мечтает царь Иоанн? Он прекрасно понимает, что власть не дает свободы, она требует жертвы.»

Для режиссера очень важны простота и ясность изложения, а поэтический текст, будучи редким явлением сегодня на драматической сцене, дает повод не только к тщательной, скрупулезной работе с исполнителями, но и к образному символическому постановочному, пространственному и художественному решению.

Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут с антрактом


Премьеры
92 театрального
сезона