Проект «Театральная суббота» 18 ноября в 12.00 «ПАЛАТА БИЗНЕС-КЛАССА» Комедия в двух действиях
    В 1926 году, в канун девятой годовщины Октябрьской революции в Брянске было завершено строительство комплекса зданий Дома Советов и  Дома съездов по проекту московского архитектора-конструктивиста А.З.Гринберга. На заключительном этапе строительства – 29 июля того же года, Президиум Брянского губернского исполкома принял постановление об использовании здания Дома съездов (на фотографии – слева) «в период между съездами под театр».

Фото комплекса Дома Советов

    Открытие первого Брянского государственного театра было приурочено к 7 ноября 1926 года. После торжественного собрания, состоялся спектакль по пьесе Н.Н. Лернера «Николай I и декабристы» («Декабристы»). Им же 14 ноября открылся и  первый театральный сезон.

Здание театра

объявление о спектакле «Декабристы»

    Здание театра стало первым в истории города помещением, реально отвечающим сценическим задачам. Зал, рассчитанный на 1200 мест, включал партер, два яруса,  большую сцену, которая позволяла ставить не только драматические, но и оперные спектакли.

Зал театра
    Первая труппа, набранная на зимний сезон в Москве, состояла из 25 артистов и 12 человек технического персонала. В числе первых – Н.А. Александрова-Фок, О.И. Андреева, А.Л.Миклашевская, Т.А.Снежинская, С.С.Карнович-Валуа, П.А.Кошевский, Н.Н.Кисель-Загорянский, В.С. Орлинский, В.А. Чиркин. Художественным руководителем труппы был М.И.Каширин, главным режиссером – В.А.Чиркин.
     За театральный сезон 1926/27 г. в Брянске и Бежице труппа поставила 46 спектаклей. Преобладала  русская  классика («Горе от ума» А.Грибоедова, «Гроза» и «Лес» А.Н.  Островского, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «На дне» А.М.  Горького), европейская («Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Тартюф» Ж-Б. Мольера), а также произведения нарождающейся советской драматургии («Воздушный пирог» Б.Ромашева, «Мандат» Н.Эрдмана, «Виринея» Л.Сейфулиной и В.Правдухина, «Любовь Яровая» К.Тренева и др.).
Первая труппа Брянского театра  в Бежице,  во время гастролей нар. арт. РСФСР П.Н Орленева. Август 1927 г.

    В.А.Чиркин, чередуясь с режиссерами Г.А.Мирским, В.Л. Рейнбахом, С.Н.Вороновым, еще четыре сезона (с 1928 по 1932 г.) возглавлял в Брянске труппу с ежегодно обновлявшимися составами. Но почти неизменно присутствовало в них имя есенинской музы – А.Л. Миклашевской.

А.Миклашевская в жизни.


    В жизни театра были этапы, когда он объединял две труппы. Так, в 1928 году, по решению Президиума губисполкома,  для обслуживания рабочих и сельских районов Брянщины, помимо основного коллектива, был создан «Брянский передвижной театр» (реж.Г.А.Мирский). Свои выступления он начал с Фокинского района, показав четыре спектакля своего репертуара: «97» Н.Кулиша, «Шлак» («Молодежь и любовь») В.Державина, «Рельсы гудят» В.Киршона, «Разлом» Б.Лавренева.





Афиши спектаклей «Рельсы гудят», «Шлак» и фото труппы

    Переход к стационарному театру в Брянске связан с именем  режиссера В.П.Малахова, осуществлявшим художественное руководство театром с 1935 по 1938 год. Относительно стабильный состав коллектива, позволил сохранять в репертуаре лучшие спектакли, наращивать объем репертуара за счет обращения к современной драматургии, нередко в тесном контакте с ее авторами. В их числе был А.Корнейчук, пьесы которого («Платон Кречет», «Банкир») шли в это время на сцене театра.

Фотография труппы с Корнейчуком

афиша «К предстоящим гастролям с 23 января»

    Достижения театра в 1939-41 годов во многом связаны с режиссером и актером А.Е.Беляевским, ранее работавшим в Реалистическом и Камерном театрах Москвы, а также с такими актерами, как  Е.И.Шаповалова, М.И.Ридэль,  М.Ф.Иртеньев, В.И.Кузнецов, Г.И.Новиков, П.Ф.Орлов, Л.Б.Чиниджанц. В числе лучших спектаклей театра могут быть названы «Отелло» В. Шекспира, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Таня» А.Арбузова, «Человек с ружьем» Н.Погодина и др.

Фото рабочего момента сп. «Отелло»: М.В.Ревенко, А.Е.Беляевский

коллаж из фотографий: Е.Шаповалова–Таня, П.Орлов-Ленин, Л.Чиниджанц-Яровой.

    В первые же дни войны, в июне 1941 года труппа Брянского театра оказалась «на передовой». Произошло это в городе Гродно (Западная Белоруссия), где она, почти в полном составе, включая небольшой театральный оркестр, находилась на гастролях.

Фото программки спектакля «Овод».

    Гастроли прервались на спектакле «Машенька» по пьесе А.Афиногенова, премьера которого 21 июня, при полном зале, прошла в стенах старинного гродненского театра. Из 70 участников гастролей лишь 11 удалось вернуться в Брянск. Одни оказались на оккупированной территории, прошли концлагерь под Минском. Другие работали в тылу   и прифронтовых концертных бригадах. Четверо – художественный руководитель Я.И.Волин, артисты С.Гундобина, С.Левицкий, заведующий музыкальной частью М.Корнгольд – были расстреляны фашистами.


    Во время оккупации города  (6 августа 1941 – 17 сентября 1943), с января 1942 года, театр стал называться «Немецким», обслуживая преимущественно представителей арийской расы. Во время отступления в 1943 году фашисты заминировали здание. Взрыв прогремел через день после освобождения города и нанес театру огромный материальный ущерб. Погибли богатые декорации, костюмерная, бутафория, мебель и музыкальные инструменты. Все оборудование было уничтожено. Причиненный ущерб, включавший стоимость здания, выражался в сумме 190 000 рублей.

Фото разрушенного театра.
    2 сентября 1944 года  облисполком принял решение об организации Брянского областного драматического театра. Труппа формировалась из коллектива Ногинского городского драматического театра, и до окончания строительства здания, размещалась в Бежице в здании Дома техники. В сложнейших условиях создавались первые послевоенные спектакли «Таланты и поклонники», «Без вины виноватая» А.Н.  Островского, «Забавный случай» К. Гольдони,  «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского, «Под каштанами Праги» К.Симонова и др. В 1948 г. главным режиссером театра, как и в середине 30-х годов, вновь становится В.П.Малахов. Осенью 1949 года восстановленный и реконструированный театр в Брянске открыл новый сезон.

фотография нового здания.

Продолжение следует