Брянский государственный драматический театр заявил о себе 7 ноября 1926 г: постановкой пьесы Н. Н. Лернера «Николай I и декабристы». Это произошло на сцене только что выстроенного здания, которое театр занимает и поныне. Изначально оно входило в проектировавшийся комплекс Дома Советов в качестве «Дома съездов» (архитектор-конструктивист А. Гринберг). Однако на заключительном этапе строительства Президиум Брянского губернского исполкома принял постановление от 29 июля 1926 г. об использовании «Дома съезда Советов» «в период между съездами под театр». В результате город стал обладателем своего первого театрального помещения с залом на 1200 мест, включавшим помимо партера два яpyca, большую сцену, которая позволяла ставить не только драматические, но и оперные спектакли. Первая труппа, набранная на зимний сезон в Москве состояла из 25 артистов и 12 человек технического персонала. В числе первых – Н. А. Александрова - Фок, О. И. Андреева, С. С. Карнович-Валуа, П. А. Кошевский, Н. Н. Кисель- Загорянский, А. Л. Миклашевская, В. С. Орлинский, Т. А. Снежинская и др. Художественный руководитель - М. И. Каширин, главный режиссёр - В. А. Чиркин.

Театр за сравнительно небольшой срок многое испытал. Это, прежде всего, военное лихолетье, когда сформировавшийся коллектив прекратил существование в первые же дни войны на гастролях в белорусском Гродно. По воспоминаниям участников событий, после бомбежки Гродно «...брошенные администрацией театра на произвол судьбы...», они уходили пешком, не зная, что оставленный ими город уже через сутки (23 июня) будет оккупирован. Шли, не ведая, что уже 5 июля (за три месяца до оккупации Брянска) их театр решением Орловского облисполкома будет ликвидирован. Немцы нагнали под Минском.

Четверо из труппы - художественный руководитель Я. И. Волин, зав. музыкальной частью М. М. Корнгольд, артисты Э. М. Гундобина, А. Л. Левицкий были расстреляны. Одни остались на оккупированной территории, прошли концлагерь под Минском. Другие работали в тылу и в прифронтовых концертных бригадах, воевали в партизанских отрядах. Из 70 участников гастролей до Брянска добрались лишь 11 (некоторые только весной 1942-го). Почти за два года оккупации Брянска театр стал уже немецким. Спектакли шли на немецком языке и в основном для немцев. Здание театра, заминированное фашистами перед отступлением, взорвалось 19 сентября, через день после освобождения города.

5 июля 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Брянская область стала самостоятельным регионом, а уже 2 сентября этого же года Брянский облисполком принял решение об организации областного драматического театра. Труппа формировалась из коллектива Ногинского городского драматического театра и до окончания восстановления здания в Брянске размещалась в Доме техники Бежицы. Первые спектакли рождались в сложнейших условиях. 75-й спектакль по пьесе «Вынужденная посадка» М. Водопьянова и Ю. Лаптева отмечался в январе 1945 г. как «победа театра». А к Дню победы в 1946 г. в процессе постановки спектакля «Под каштанами Праги» по пьесе К. Симонова нарочный, как в старые добрые времена, ехал за нотами в Москву. Укомплектовывалась труппа (в конце 40-х - начале 50-х гг. вернулись знакомые довоенному зрителю режиссеры В. Л. Малахов, А. Е. Беляевский, артисты Л. М. Дагмар, И. И. Печников, Л. Б. Чиниджанц, художник И. С. Григорьев), вновь организовались театральный оркестр и студия. Нарабатывался репертуар. Осенью 1949 г. восстановленный и реконструированный театр в Брянске открыл новый сезон.

За более чем 90 -летнюю историю театра создано почти 800 спектаклей. Легендарные спектакли театра: «Отелло» и «Сирано де Бержерак», «Смерть Иоанна Грозного» (реж. А. Е. Беляевский), «Эхо Брянского леса» (реж. М. М. Ляшенко), «Мария Стюарт» (реж. Д. С. Любарский), «Бесприданница», «Егор Булычев и другие», «Чайка», «Царь Фёдор Иоаннович» (реж. А. Г. Новиков), «Чилийская трагедия» (В. С. Терентьев); «Дмитрий Донской», «Картины московской жизни», «Имя твое» (В. А. Голуб); «Дожди», «Рядовые», «Чайка» (реж. В. А. Воронцов); «Царевич Алексей», «Кин IV», «Самоубийца» (реж. Э. Д. Купцов); «Ретро» (реж. Е. Егоров) «Принцесса Турандот» и «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (реж. М. В. Скандаров); «Игроки» и «Дядя Ваня» (реж. Ю. А. Ильин), и это далеко не полный перечень «золотого фонда» спектаклей театра.

В 1976 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР театр награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в развитии театрального искусства, а в 1996 г. театру присвоено имя нашего земляка, поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого.

Сегодня труппа театра - профессиональная, мобильная, с яркими актёрскими индивидуальностями. Труппа, которой, по мнению режиссеров-постановщиков, подвластны все театральные жанры: фарс, драма, легкая комедии, мюзикл, пластический спектакль. Площадка театра открыта для режиссёров разных направлений и творческих стилей, здесь ставят спектакли как признанные мастера, так и сегодняшние выпускники столичных театральных школ. Репертуар театра (а это более 30 спектаклей) рассчитан на любую зрительскую аудиторию.

Особое место в репертуаре театра занимают спектакли по произведениям нашего земляка Алексея Константиновича Толстого. К трагедии «Царь Фёдор Иоаннович» режиссёры в довоенный период обращались трижды (1927, 1929, сезон 1935/1936 гг.). «Смерть Иоанна Грозного» (режиссёр - заслуженный артист РСФСР А. Е. Беляевский, 1963), «Царь Фёдор Иоаннович» (режиссёры А. Г. Новиков, В. Г. Давыдов, 1967). «Упырь» (режиссёр Я. В. Натапов, 1991), «Князь Серебряный» (режиссёр Э. Д. Купцов, 1996), «Дон Жуан» (режиссёр Б. В. Ярыш, 2005). К 200-летию со дня рождения А. К. Толстого Брянский театр драмы посвятил спектакль «Кириллин день» - сцены из трагедии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» в постановке художественного руководителя театра Анатолия Слюсаренко.

Конечно же невероятным, масштабным событием уже на протяжении более тридцати лет является международный фестиваль «Славянские театральные встречи».

С 1989 года по инициативе Брянского областного театра драмы им. А. К. Толстого и поддержке Черниговского областного академического украинского музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченко, Гомельского областного драматического театра фестиваль «Славянские театральные встречи» стал солидным и авторитетным форумом театрального искусства славянских государств.

С каждым годом фестиваль «Славянские театральные встречи» становился все более популярным. За время проведение фестиваля Брянск принял более 80 театральных коллективов, брянские зрители посмотрели 210 спектаклей.

Участниками и гостями фестиваля становились театры: Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, Севастополя, Тулы, Калуга, Липецка, Костромы, Курска Тюмени, Самары, Минска, Могилева, Бреста, Витебска, Гродно, Гомеля, Бобруйска, Чернигова, Одессы, Донецка, Луганска, Тель-Авива, Варшавы и других городов. Спектакли фестиваля адресованы самой широкой аудитории. Здесь находят «пищу» для размышлений знатоки театрального искусства, желающие составить представление об актуальном состоянии жизни театров. Любители классики оценивают разнообразие академического репертуара.

В рамках программы фестиваля, проходят «круглые столы» с участием ведущих театральных критиков для обсуждения спектаклей, а также мастер-классы для актеров и тематические встречи.

Безусловно, международный славянский фестиваль вносит неоценимый вклад в укрепление культурного имиджа Брянской области. Очень важно, что этот праздник талантов, праздник искусства проходит под патронатом Правительства Брянской области.

Театр много гастролирует по России и ближнему зарубежью. Гастроли последнего пятилетия - Тамбов, Тюмень, Калуга, Рязань, Орёл, Иркутск, Одесса, Екатеринбург, Оренбург, Севастополь, Гродно, Гомель, Могилёв, Витебск, Курган, Самара, Омск, Чита, Рязань, Саранск, Брянская область.

Театр - участник фестивалей: «Островский в доме Островского», «Славянский венец», Фестиваль «Памяти И. Смоктуновского» (Москва); международный фестиваль «Славянские театральные встречи» (Чернигов, Гомель, Брянск), «Волжские театральные сезоны» (Самара), «Старейшие театры России» (Калуга), международный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «ArtОкраина» (Санкт-Петербург), международный фестиваль-конкурс моноспектаклей «МОНОfest» (Пермь) и других.

    В 1926 году, в канун девятой годовщины Октябрьской революции в Брянске было завершено строительство комплекса зданий Дома Советов и  Дома съездов по проекту московского архитектора-конструктивиста А.З.Гринберга. На заключительном этапе строительства – 29 июля того же года, Президиум Брянского губернского исполкома принял постановление об использовании здания Дома съездов (на фотографии – слева) «в период между съездами под театр».

Фото комплекса Дома Советов

    Открытие первого Брянского государственного театра было приурочено к 7 ноября 1926 года. После торжественного собрания, состоялся спектакль по пьесе Н.Н. Лернера «Николай I и декабристы» («Декабристы»). Им же 14 ноября открылся и  первый театральный сезон.

Здание театра

объявление о спектакле «Декабристы»

    Здание театра стало первым в истории города помещением, реально отвечающим сценическим задачам. Зал, рассчитанный на 1200 мест, включал партер, два яруса,  большую сцену, которая позволяла ставить не только драматические, но и оперные спектакли.

Зал театра
    Первая труппа, набранная на зимний сезон в Москве, состояла из 25 артистов и 12 человек технического персонала. В числе первых – Н.А. Александрова-Фок, О.И. Андреева, А.Л.Миклашевская, Т.А.Снежинская, С.С.Карнович-Валуа, П.А.Кошевский, Н.Н.Кисель-Загорянский, В.С. Орлинский, В.А. Чиркин. Художественным руководителем труппы был М.И.Каширин, главным режиссером – В.А.Чиркин.
     За театральный сезон 1926/27 г. в Брянске и Бежице труппа поставила 46 спектаклей. Преобладала  русская  классика («Горе от ума» А.Грибоедова, «Гроза» и «Лес» А.Н.  Островского, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «На дне» А.М.  Горького), европейская («Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Тартюф» Ж-Б. Мольера), а также произведения нарождающейся советской драматургии («Воздушный пирог» Б.Ромашева, «Мандат» Н.Эрдмана, «Виринея» Л.Сейфулиной и В.Правдухина, «Любовь Яровая» К.Тренева и др.).
Первая труппа Брянского театра  в Бежице,  во время гастролей нар. арт. РСФСР П.Н Орленева. Август 1927 г.

    В.А.Чиркин, чередуясь с режиссерами Г.А.Мирским, В.Л. Рейнбахом, С.Н.Вороновым, еще четыре сезона (с 1928 по 1932 г.) возглавлял в Брянске труппу с ежегодно обновлявшимися составами. Но почти неизменно присутствовало в них имя есенинской музы – А.Л. Миклашевской.

А.Миклашевская в жизни.


    В жизни театра были этапы, когда он объединял две труппы. Так, в 1928 году, по решению Президиума губисполкома,  для обслуживания рабочих и сельских районов Брянщины, помимо основного коллектива, был создан «Брянский передвижной театр» (реж.Г.А.Мирский). Свои выступления он начал с Фокинского района, показав четыре спектакля своего репертуара: «97» Н.Кулиша, «Шлак» («Молодежь и любовь») В.Державина, «Рельсы гудят» В.Киршона, «Разлом» Б.Лавренева.





Афиши спектаклей «Рельсы гудят», «Шлак» и фото труппы

    Переход к стационарному театру в Брянске связан с именем  режиссера В.П.Малахова, осуществлявшим художественное руководство театром с 1935 по 1938 год. Относительно стабильный состав коллектива, позволил сохранять в репертуаре лучшие спектакли, наращивать объем репертуара за счет обращения к современной драматургии, нередко в тесном контакте с ее авторами. В их числе был А.Корнейчук, пьесы которого («Платон Кречет», «Банкир») шли в это время на сцене театра.

Фотография труппы с Корнейчуком

афиша «К предстоящим гастролям с 23 января»

    Достижения театра в 1939-41 годов во многом связаны с режиссером и актером А.Е.Беляевским, ранее работавшим в Реалистическом и Камерном театрах Москвы, а также с такими актерами, как  Е.И.Шаповалова, М.И.Ридэль,  М.Ф.Иртеньев, В.И.Кузнецов, Г.И.Новиков, П.Ф.Орлов, Л.Б.Чиниджанц. В числе лучших спектаклей театра могут быть названы «Отелло» В. Шекспира, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Таня» А.Арбузова, «Человек с ружьем» Н.Погодина и др.

Фото рабочего момента сп. «Отелло»: М.В.Ревенко, А.Е.Беляевский

коллаж из фотографий: Е.Шаповалова–Таня, П.Орлов-Ленин, Л.Чиниджанц-Яровой.

    В первые же дни войны, в июне 1941 года труппа Брянского театра оказалась «на передовой». Произошло это в городе Гродно (Западная Белоруссия), где она, почти в полном составе, включая небольшой театральный оркестр, находилась на гастролях.

Фото программки спектакля «Овод».

    Гастроли прервались на спектакле «Машенька» по пьесе А.Афиногенова, премьера которого 21 июня, при полном зале, прошла в стенах старинного гродненского театра. Из 70 участников гастролей лишь 11 удалось вернуться в Брянск. Одни оказались на оккупированной территории, прошли концлагерь под Минском. Другие работали в тылу   и прифронтовых концертных бригадах. Четверо – художественный руководитель Я.И.Волин, артисты С.Гундобина, С.Левицкий, заведующий музыкальной частью М.Корнгольд – были расстреляны фашистами.


    Во время оккупации города  (6 августа 1941 – 17 сентября 1943), с января 1942 года, театр стал называться «Немецким», обслуживая преимущественно представителей арийской расы. Во время отступления в 1943 году фашисты заминировали здание. Взрыв прогремел через день после освобождения города и нанес театру огромный материальный ущерб. Погибли богатые декорации, костюмерная, бутафория, мебель и музыкальные инструменты. Все оборудование было уничтожено. Причиненный ущерб, включавший стоимость здания, выражался в сумме 190 000 рублей.

Фото разрушенного театра.
    2 сентября 1944 года  облисполком принял решение об организации Брянского областного драматического театра. Труппа формировалась из коллектива Ногинского городского драматического театра, и до окончания строительства здания, размещалась в Бежице в здании Дома техники. В сложнейших условиях создавались первые послевоенные спектакли «Таланты и поклонники», «Без вины виноватая» А.Н.  Островского, «Забавный случай» К. Гольдони,  «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского, «Под каштанами Праги» К.Симонова и др. В 1948 г. главным режиссером театра, как и в середине 30-х годов, вновь становится В.П.Малахов. Осенью 1949 года восстановленный и реконструированный театр в Брянске открыл новый сезон.

фотография нового здания.

Продолжение следует   


«Театр в 360° Новый взгляд»

«Театральное закулисье»
в формате 360°


Результаты деятельности
2021 г.